Студия телевидения филиала ВГТРК ГТРК «Карачаево-Черкесия»

Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Карачаево-Черкесия» была образована на базе республиканского комитета по телевидению и радиовещанию в 1992 году – ныне филиал Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании.

В структуре компании два главных подразделения - студия телевидения и служба радиовещания.

Студия телевидения ГТРК «Карачаево-Черкесия» - одна из самых молодых в системе ВГТРК. Она начала вещание 19 января 1993 года. Несмотря на отсутствие необходимой материально-технической базы группа энтузиастов во главе с бывшим председателем компании, заслуженным работником культуры России Джелемби Юсуфовичем Аджиевым, генеральным директором Алексеем Павловичем Проценко, главным редактором студии телевидения Светланой Борисовной Шендрик решилась на запуск телевизионных программ.

Объем вещания в первые годы составлял всего 50 минут в сутки. Под студию телевидения было выделено здание бывшего Дома политпросвещения обкома КПСС, которое, разумеется, никак не было пригодно для производства телепрограмм. Реконструкция здания проходила поэтапно.

19 января 1993 года в бывшем малом зале заседаний, переоборудованном под студийный павильон, вышли в эфир первые передачи студии телевидения ГТРК «Карачаево-Черкесия».

Вещание было организовано через старую ПТС

( передвижная телевизионная станция), в составе которой имелись 3 студийные телекамеры с истекшим сроком эксплуатации. Записывающего, а тем более монтажного оборудования на студии не было. Из съемочной техники - один ТЖК (телевизионный журналистский комплект), в который входили видеокамера ВТС, видеоплейер и монитор, а также получасовая видеокассета. Первые месяцы работы студии телевидения все программы готовились в студийном павильоне и шли в прямом эфире. Свет в студии обеспечивался пятью локусами и тремя юпитерами. Этими приборами поочередно освещались 3-4 площадки, подготавливаемые к каждому эфиру.

Возможность проведения студийных записей появилась лишь в августе 1993 года.

Отсутствие необходимого оборудования в какой-то мере компенсировалось высоким профессионализмом технического персонала, которым руководили А.П.Проценко и С.А.Абраменко. Самоотверженно работали видеоинженеры ПТС Геннадий Кулибабчук, Тарас Гринькив, Руслан Хатуев, которым по ходу каждого эфира приходилось реанимировать поочередно выходившие из строя студийные телекамеры. Всегда готовым наладить неисправность находился и инженер по звуку Николай Давыдович Осмоловский. Не жалели своих сил и знаний Алик Айсанов, Арсен Гергев, Артур Баисов, Алексаендр Николаенко, Евгений Гладулин, Александр Кононов, Иван Ярцев. А первые монтажи осуществили Николай Кононов, Ольга Пфейф и Наталья Кийко.

Куда сложнее было с творческим составом. Людей, имевших опыт работы на телевидении, было всего трое: главный редактор С.Б.Шендрик, старший телеоператор П.С.Строев и приглашенная с далекого Сахалина главный режиссер Л.Н.Алферова. Почти сразу же на Пятигорской студии телевидения прошли обучение операторской работе Владимир Ярантовский и Евгений Переславцев. Позже, уже пройдя стажировку непосредственно на самой студии телевидения, в ряды телеоператоров влились Анатолий Лохвицкий и Вячеслав Макоев.

Под руководством Ларисы Николаевны Алферовой азы профессии ассистента режиссера получили Владимир Блавацкий, Татьяна Шульга, Жанна Беньяминова, помощники режиссера Наталья Мирошниченко, Марина Кушпова.

Немало сложностей возникло и с журналистскими кадрами. Свое надежное плечо подставили сотрудники радио. Большой объем телепрограмм обеспечивала перешедшая с радио на студию ТВ талантливая журналистка Наталья Тимачева. В первые годы телевизионного вещания интересные авторские программы и информационные выпуски вел Сергей Фоменко, также перешедший на студию из радио. Кроме того, с радио были переведены и звукорежиссеры Андрей Посевкин и Инесса Клабукова. Среди первых журналистов студии телевидения были Ольга Михайлова, Лариса Борисова, Алтынай Атуова, дикторы Наталья Слесаренко и Людмила Аджиева, которые привлекались и к подготовке тематических программ. Чуть позже к ним присоединились пришедшие на студию Зарема Копсергенова, Георгий Чекалов, Галина Алиева.

Первые информационные программы молодой телестудии ГТРК «Карачаево-Черкесия» состояли в основном из устных сообщений, что, впрочем, вполне закономерно для первоначального этапа становления. Изредка появлялись фоторепортажи, ибо фотографии были единственным видеоматериалом, который, учитывая технические возможности того периода, мог воспроизводиться в эфире. Обилие текстовой информации предопределяло форму информационных программ: они шли с двумя ведущими, поочередно читавшими сообщения. О телесуфлерах тогда не могло быть и речи. Тексты читали с листа, и ведущие должны были хорошо изучить их до эфира, дабы не допускать ошибок, непринужденно вести себя перед камерой, уверено доводить до зрителей суть излагаемого материала.

Первый видеорепортаж, что называется, в чистом виде студии телевидения ГТРК «Карачаево-Черкесия» вышел в эфир 24 апреля 1993 года. Это был сюжет о празднике под названием «Чистый четверг», который прошел в ОАО «Монолит». Монтажного оборудования на телестудии к тому времени еще не было, поэтому видеоряд снимался так, чтобы он не нуждался в монтаже. Озвучивание происходило в живом эфире. Технология выдачи в эфир этого материала была следующей: видеоряд воспроизводили на плеере, студийной камерой телеоператор брал картинку с монитора, и режиссер выдавал изображение в программу. При этом автор сидел в студии у микрофона и озвучивал репортаж. В последующем при съемках уже предусматривались синхроны. Причем, интервью записывались частями, в зависимости от того, какой фрагмент в каком месте должен прозвучать. Это требовало тщательной предварительной проработки темы и, к чести журналистов, они с этим успешно справлялись.

Разумеется, телестудия с подобной технологией производства программ не могла претендовать на оперативность. Среди информационных репортажей преобладали не событийные, а тематические сюжеты. Однако непременным условием появления в выпуске тематических сюжетов обязательно был информационный повод. Многие телевизионные сюжеты того периода носили характер специального репортажа. Как правило, они отличались глубиной разработки предлагаемой темы, информационной насыщенностью. Кроме того, для них был характерен творческий поиск, желание авторов подать материал ярко и эмоционально.

Поиском оригинального способа подачи материала отличались общественно-политические передачи Натальи Тимачевой, экономические – Ольги Михайловой, социальные репортажи Сергея Фоменко.

Большим интересов пользовались у телезрителей циклы таких передач, как «Внимание, вопрос!», «Эпицентр экономических проблем», «Крупным планом», «Служенье муз», «Мир многоликий» и другие. Большую роль в восприятии программ играли оформление студийной площадки и титров. И здесь особенно востребованы были творческий поиск и мастерство художника В.П.Поддубного.

С мая 1993 года студия телевидения начала производство программ на языках народов Карачаево-Черкесии – карачаевском, черкесском, абазинском и ногайском. Для их подготовки снова были привлечены опытные журналисты радио.: Шукур Тебуев провел первую передачу на карачаевском языке, а Муаед Пхешхов – на черкесском. Впоследствии Муаед перешел на студию ТВ и встал у истоков формирования редакции вещания на черкесском языке, явившись впоследствии одним из самых видных тележурналистов республики. Ш.Тебуев был назначен главным режиссером студии телевидения, а редакцию на карачаевском языке возглавил известный поэт, член Союза писателей России, бывший сотрудник редакции газеты «Къарачай» Хусей Джаубаев. Передачи на абазинском и ногайском языках вели Георгий Чекалов и Алтынай Атуова.

Первыми режиссерами редакций вещания на коренных языках народов Карачаево-Черкесии стали Рита Бедраева, Фатима Нагаева, Марина Альботова, Лейла Джуккаева, Марина Малхозова, Заира Джаубаева, Зухра Алабердова. Программы на национальных языках долгое время открывали и вели дикторы радио Салима Коркмазова, Марьяна Копсергенова, Фатима Чибитова, Люца Кумукова

Бесспорно, вещание телестудии на 5 языках – одно из главных достижений и отличительных особенностей ГТРК «Карачаево-Черкесия».

Сегодня студия телевидения ГТРК «Карачаево-Черкесия» - это сплоченный коллектив профессионалов, ежедневно создающий информационные и тематические программы разного характера и жанра. При этом главной особенностью деятельности службы информации, которую долгое время возглавляет нынешний руководитель компании Светлана Зауровна Казиева, является оперативное обеспечение населения республики информацией о событиях особой общественно-политической и социально-экономической значимости..

Творческие работы сотрудников студии за два с лишним десятилетия её существования не раз завоевывали дипломы на всероссийских и региональных конкурсах и фестивалях «Патриот России», «Вечный огонь», «Семья России», «Мир Кавказу», «Кунаки» и др. В 2006 году ГТРК «Карачаево-Черкесии» была награждена орденом «Слава нации», учрежденным благотворительным общественным движением «Добрые люди мира», за благородство помыслов, беззаветное служение идеалам добра и милосердия.